Историческая справка

История создания службы гостехнадзора

Создание гостехнадзора неразрывно связано с передачей техники из машинно-тракторных станций колхозам и совхозам, которая была проведена в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 18 апреля 1958 г. № 425 «О дальнейшем развитии колхозно¬го строя и реорганизации машинно-тракторных станций». В этом документе предусматривалось также введение должностей государственных технических инспекторов госсельтехнадзора в системе ремонтно-технических станций.
В задачу технических инспекторов входило осуществление контроля и оказание помощи хозяйствам в вопросах технической эксплуатации машинно-тракторного парка.
Приказом Пермского областного управления сельского хозяйства № 196 от 19.09.1958 было организовано управление РТС. Первым заместителем начальника Облсельхозуправления, отвечающим за организацию работы РТС и в том числе за создание системы государственного технического надзора в Пермской области назначен Генкин Г.Л.
С образованием в феврале 1961 г. Всесоюзного объединения «Союзсельхозтехника» служба технического надзора была передана этой организации.
Первоначальное нормативное закрепление задач и функций надзора определялось Положением о государственном техническом инспекторе районного (межрайонного) отделения «Сельхозтехника», которое было утверждено постановлением Совмина СССР от 30 ноября 1961 г. № 1058 «О мерах по улучшению использования и ремонта машинно-тракторного парка колхозов и совхозов».
В соответствии с этим Положением государственный технический инспектор был призван оказывать колхозам и совхозам помощь в обеспечении эффективного использования машин и оборудования и осуществлять государственный надзор за техническим состоянием машинно-тракторного парка.
К служебным функциям технического инспектора относились проведение два раза в год технического осмотра МТП, а также проверка состояния хода и качества ремонта машин, хранения техники, нефтепродуктов, запасных частей и ремонтных материалов в колхозах и совхозах.
Кроме того, технический инспектор давал заключения о техническом состоянии машин и энергетического оборудования, представляемых на списание колхозами и совхозами. Он участвовал в комиссии по проверке знаний и практических навыков механизаторов, прошедших курсы подготовки и переподготовки трактористов, комбайнеров и машинистов колхозов и совхозов, принимал экзамены по правилам уличного движения от трактористов и выдавал им разрешения на допуск к работе на тракторах, выполняющих транспортные работы.
Для выполнения задач и в качестве мер воздействия технический инспектор имел право требовать предъявить для осмотра машины и оборудование, устранить в установленные сроки выявленные недостатки и нарушения в хранении, использовании и ремонте машинно-тракторного парка, изымать у механизаторов удостоверения на право управления машинами и отстранять их на срок до одного месяца от со¬ответствующих работ за грубое нарушение пра¬вил технической эксплуатации и безопасности.
За допуск к работе механизаторов, не имеющих прав на управление машиной, невыполнение указаний государственного технического ин¬спектора об улучшении технической эксплуатации машинно-тракторного парка и хранения сельскохозяйственной техники производились денежные начеты в размере до 10 руб. на руководящих работников, непосредственно отвечающих за состояние машинно-тракторного парка.
К середине шестидесятых годов система «Сельхозтехники» выполняла значительную часть работ в области ремонта и технического обслуживания колхозов и совхозов, оставаясь при этом не поднадзорной техническим инспекторам. Кроме того, технические инспекторы зачастую вынуждены были представлять интересы обсуживающих организаций, в структуре которых они находились, тем самым дискредитируя свое первоначальное назначение.
Такое положение не могло устраивать сельхозпроизводителей и органы управления. По этой причине постановлением Бюро ЦК КПСС по РСФСР и Совмина РСФСР от 5 апреля 1965 г. № 430 технические инспекторы были переведены в сельскохозяйственные органы управления всех уровней, а головная организация в лице Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием машинно-тракторного парка в Министерство сельского хозяйства РСФСР.
Постановлением Совмина СССР от 13 декабря 1969 г. № 122 в целях улучшения государственного надзора за техническим состоянием машиннo-тракторного парка в колхозах, совхозах и других государственных сельскохо-зяйственных предприятиях и организациях на Минсельхоз СССР были возложены функции государственного надзора за техническим состоянием, соблюдением правил технической эксплуатации и списания машин и оборудования. Была признана необходимость образования для этой цели инспекций госсельтехнадзора как самостоятельных структурных подразделений в Министерстве сельского хозяйства СССР и министерствах сельского хозяйства союзных республик на правах главных управлений с подчинением непосредственно министрам, а в министерствах сельского хозяйства автономных республик, в краевых и областных управлени¬ях сельского хозяйства — на правах отделов с подчинением непосредственно министрам и начальникам управлений.
В районных управлениях сельского хозяйства образовывались группы инженеров-инспекторов во главе со старшим инженером-инспектором, которые подчинялись областным (краевым) инспекциям госсельтехнадзора.
Государственные инженеры-инспекторы наделялись надзорными полномочиями (запрещение эксплуатации машин, выдача предписаний, лишение механизаторов прав управления, право наложения денежных начетов в размере 10 руб. и т.п.). Кроме того, в их задачу входила выдача номерных знаков на тракторы, самоходные шасси и тракторные прицепы в системе сельского хозяйства, а с августа 1969 г. в соответствии с Правилами регистрации, утвержденными на основании постановления Совмина СССР от 10 марта 1969 г. № 179, и на самоходные дорожно-¬строительные машины.
Более совершенной структурой, функциями, полномочиями и правами органы госсельтехнадзора были наделены постановлением Совмина СССР от 23 декабря 1975 г. № 1035, когда основное надзорное звено из групп инженеров-инспекторов было преобразовано в районные инспекции госсельтехнадзора.
Важной вехой в становлении госсельтехнадзора в тот период являлось установление норматива численности районных инспекций, использование которого позволило довести штатную численность его органов в РСФСР до 4,5 тыс. чел. (1982 г. - 3,4, 1989 г. - 2,7, 1993 г. - 1,6 тыс.).
Дополнительными функциями органов госсельтехнадзора стало осуществление надзора за соблюдением в сельском хозяйстве правил транспортировки, хранения и расходования нефтепродуктов, порядка устранения недостатков, вскрываемых в гарантийный период эксплуатации техники, а также за качеством ремонта и технического обслуживания в организациях и на предприятиях «Сельхозтехники».
На районные инспекции возлагалось руководство работой квалификационных комиссий по аттестации трактористов-машинистов и выдаче удостоверений установленного образца, участие в комиссиях по рассмотрению претензий владельцев в связи с ненадлежащим качеством проданной или отремонтированной техники. Главный государственный инженер-инспектор района возглавлял комиссию, которая определяла целесообразность восстановления или списания машин и оборудования, пришедших в негодность вследствие аварий или стихийных бедствий.
В качестве дополнительных мер воздействия инженерам-инспекторам предоставлялось право налагать на виновных лиц денежные начеты в размере до 50 руб. и направлять в органы прокуратуры материалы о фактах преступно-небрежного использования или хранения техники, а равно ее разукомплектования.
В период существования Госагропрома СССР, в систему которого с 1986 по 1989 гг. входили уже переименованные органы гостехнадзора, постановлением Совмина СССР от 23 июля 1988 г. № 789 «О продаже в 1998-1990 годах коопера¬тивам некоторых видов транспортной и сельскохозяйственной техники» на них дополнительно возлагался надзор за техсостоянием и соблюдением правил технической эксплуатации тракторов и другой сельскохозяйственной техники, приобретаемой кооперативами.
В этом же году аналогичным нормативно-правовым актом от 25 августа за № 1048 «О ре¬гистрации тракторов, прицепов к тракторам и самоходных сельскохозяйственных машин, на¬ходящихся в личной собственности граждан» на органы гостехнадзора возлагались обязанности по регистрации тракторов и прицепов к ним и самоходных сельскохозяйственных машин, в том числе самодельных, находящихся в личной собственности граждан, и выдаче на них единых номерных знаков. За органами гостехнадзора нормативно закреплены прием экзаменов и выдача удостоверений на право управления машинами в отношении лиц, имеющих в личной собственности тракторы и другие самоходные машины, а также функции надзора и меры ответственности за нарушения, допущенные указанными владельцами техники.
В 1989-1991 гг., когда в качестве главного органа управления агропромышленным комплексом выступала Госкомиссия по продовольствию и закупкам Совмина СССР, а в последующем Минсельхоз СССР, на правительственном и даже законодательном уровне предпринимались попытки упорядочить нормативную базу органов гостехнадзора, которые не увенчались успехом в связи с кризисом управления страной. Этому также препятствовало широко бытующее даже в верхних эшелонах власти мнение о том, что рынок все сам расставит на свои места и необходимость в надзорных органах в недалеком будущем отпадет. Однако практика показала необходимость выполнения, а в ряде случаев ужесточения многих надзорных функций, связанных с обеспечением безопасности жизни, здоровья людей и имущества, охраной окружающей среды, защитой интересов граждан и организаций.
После распада СССР в 1991-1993 гг. деятельность органов гостехнадзора осуществлялась без строгого нормативно-правового регулирования. Прежняя правовая база не отвечала требованиям другой системы и вступала в противоречие с действующим законодательством. Падали престиж и значимость органов гостехнадзора, а это, в свою очередь, обозначило распад системы надзора. К этому времени в стране резко возросли различного рода нарушения, связанные с эксплуатацией машин и оборудования в агропромышленном комплексе и других отраслях экономики. Это сопровождалось ростом преступлений из-за отсутствия должного учета и контроля за принадлежностью машин. Сложившаяся ситуация требовала принятия экстренных и кардинальных мер.
Принятием постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 13 декабря 1993 г. № 1291 «О государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации» было утверждено Положение о гостехнадзоре, фактически воссоздавшее органы гостехнадзора в новом качестве.
На уровне районов, городов, субъектов Российской Федерации и на федеральном уровне в органах управления АПК было предусмотрено создание государственных инспекций. Установленный порядок надзора шагнул за пределы агропромышленного комплекса, а его нормативно-правовая основа не позволяла вмешиваться в неограниченную законодательством хозяйственную деятельность юридических и физических лиц, а также предотвращала возможные нарушения прав владельцев машин.
В 1994 году Государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пермской области в связи с реорганизацией Управления сельского хозяйства входит в состав Департамента агропромышленного комплекса и продовольствия Пермской области на  правах отдела.
Принятие постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации послужило импульсом для разработки и утверждения целого ряда нормативных правовых актов, необходимых для деятельности органов гостехнадзора.
На уровне Правительства Российской Федерации были утверждены постановления, на основании которых устанавливались основные нормы регистрации техники, а также вводились единые паспорта на самоходные машины и прицепы к ним.
Следующим этапом в развитии структуры, функций и нормативно-правовой базы деятель¬ности органов гостехнадзора стал 1998 г., когда в Положение о гостехнадзоре были внесены изменения, предусматривающие функционирова¬ние государственных инспекций гостехнадзора как самостоятельных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В сферу деятельности органов гостехнадзора вошла выдача удостоверений на право управле¬ния практически всеми видами регистрируемых машин, а не только тракторами и сельскохозяйственными машинами. Кроме того, государственные инженеры-инспекторы стали опреде-лять соответствие оборудования и оснащенности учебных учреждений, осуществляющих подготовку трактористов, трактористов-машинистов и машинистов самоходных машин, требованиям образовательного процесса. В число полномочий органов гостехнадзора стали входить оценка технического состояния и определение остаточного ресурса поднадзорных машин и оборудования, а также производство по делам об админи¬стративных правонарушениях.
Эти изменения не только наделили государственных инженеров-инспекторов новыми обязанностями, но и предоставили им право ношения форменной одежды.
В период с 1998 по 2004 г. были приняты Правила допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), упорядочившие деление самоходных машин по категориям в зависимости от вида движителя и мощности двигателя, Порядок проведения государственного технического осмотра тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, который упорядочил организацию проведения гостехосмотра, Положение о внештатном инспекторе гостехнадзора. Также органы гостехнадзора обрели свою ведомственную награду - нагрудный знак «Почетный инженер-инспектор гостехнадзора», которую к сожалению, потеряли в 2012 году.
Вместе с тем, в 1999 году, в связи с принятием Федерального закон № 184-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», структура органов гостехнадзора вступила в противоречие с требованиями Положения о гостехнадзоре.
Согласно действующему на тот момент законодательству органы управления являлись государственными, начиная с органов управления субъектов федерации, а на уровне района, города - это власть муниципальная. Таким образом, с момента вступления в силу данного закона, районные инспекторы, находясь в штате управлений сельского хозяйства, потеряли статус государственности, т.к. в данном законе четко определено: муниципальные служащие не могут исполнять государственных полномочий. В связи с указанными изменениями, инспекторы гостехнадзора потеряли легитимное право от имени государства производить какие - либо действия.
Для устранения указанного несоответствия Правительством РФ принято постановление от 02.02.1998 № 141, согласно которому вводилась следующая структура органов гостехнадзора:
На уровне субъекта РФ: областная инспекция  гостехнадзора уже не в составе областного управления сельского хозяйства, а как самостоятельная структура органа исполнительной власти с включенными в ее состав районными и городскими инспекциями.
Принятие указанного постановления послужило началом реорганизации органов гостехнадзора в субъектах РФ.
Необходимо отметить, что в решении этого вопроса Пермская область избрала свой вариант развития событий. С 1 мая 2002 г. изменили статус Инспекции с отдела до комитета в составе Департамента агропромышленного комплекса и продовольствия Пермской области с установлением штатной численности в количестве 27 единиц, т.е. с сокращением в два раза.
С 1 июля 2007 г. Инспекция гостехнадзора Коми - Пермяцкого округа становится составной частью органов Гостехнадзора Пермского края.
С 1 января 2009 г. функции Минсельхоза Пермского края по осуществлению государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники на территории края переданы Государственной инспекции вневедомственного контроля Пермского края.
Указом губернатора Пермского края от 22.06.2012 г. № 41 образована Инспекция государственного технического надзора Пермского края со штатной численностью 35 единиц с возложением на неё функций по осуществлению государственного надзора в области технического состояния самоходных машин и других видов техники, а также мониторинга системы безопасности объектов с массовым пребыванием людей, расположенных на территории Пермского края.
Сегодня Инспекция гостехнадзора Пермского края является одним из важнейших инструментов обеспечения должного технического состояния самоходных машин и оборудования предприятий агропромышленного, лесоперерабатывающего, дорожно-строительного комплексов и других отраслей экономики края.
Необходимо отметить руководителей, в разное время возглавлявших Инспекцию и внесших значительный вклад в развитие Гостехнадзора, а именно:
Генкина Григория Леонидовича (1958 - 1966), Петрова Геннадия Николаевича (1966 - 1978), Сапожникова Виталия Алексеевича (1978 - 1985), Полетаева Александра Егоровича (01.1986 – 02.1991), Непогодина Леонида Александровича (26.02.1992 - 26.02.2002), Турова Иннокентия Максимовича (05.2002 - 08.2008), Лаврентьева Анатолия Андреевича (01.01.2009-06.11.2012), Дизер Иван Николаевич (11.2012-22.10.2014).